Первый урок веду я, а потом учителя.
Кошка в семье
Множество кошек живут в человеческих семьях. Часто бывает, что кошку приобретает незамужняя женщина или холостяк. Средняя продолжительность жизни кошек составляет примерно 12 лет, а многие живут по 20 лет и больше. Поэтому часто за это время семья разрастается: появляется супруг или супруга, потом дети, собаки, кролики, хомячки, золотые рыбки, пони, а в 35 процентах случаев — еще и новые кошки. Пока дети маленькие, обычно кто-то сидит с ними дома, так что кошка гуляет где захочет, находя себе недосягаемые места на высоте: дети до поры до времени находятся в "приставательно-хватательном" возрасте, а щенок еще не понял, что кошка в доме главная. Кошка приходит и уходит, когда захочет, она по-настоящему независима во всех своих поступках и действиях. Ни у кого обычно нет времени на то, чтобы провести мониторинг всех ее передвижений или разобраться в значении каждого "мяу", поэтому кошка приноравливается и учится извлекать выгоду из одних вещей и обходить стороной другие.
Дети тоже учатся находить общий язык с домашними питомцами, присматривать за ними, отвечать за ежедневный уход, кормление и уборку. Кошка может стать ребенку "единственным другом" в возрасте, когда ему или ей кажется, что их никто не понимает и не любит. Ребенок может даже запланировать побег, а непредвиденное осложнение — то, что кошка никак не хочет устраиваться в рюкзаке,- может оказаться самым веским доводом, чтобы остаться дома и постараться справиться со своими проблемами. Прижавшись к теплой и уютной кошке, гладя ее и слыша сонное мурлыканье, ребенок расслабляется и забывает свои тревоги, а там, глядишь, все налаживается.
У современных детей остается меньше шансов общаться с другими детьми или животными: родители вполне обоснованно боятся выпускать их погулять даже на своей улице. Мое детство прошло в маленьком городке, я росла в огромной компании ребятишек и живо помню собак, которые каждый день носились вместе с нами по улочкам: они выпрашивали кусочки печенья, могли поиграть с нами, а потом отставали и бежали по своим делам. Конечно, были в городке и кошки — рождение котят в угольном подвале было для нас потрясающим, из ряда вон выходящим событием. Конечно, тогда там было немало бездомных собак и кошек и множество котят гибло от несчастных случаев и болезней. Видя это, огорчаясь и сочувствуя, дети узнавали, что такое смерть. В те дни и улицы были не так плотно застроены, так что у животных было куда больше простора и свободы. Все это коренным образом отличалось от сегодняшних перенаселенных городов — по крайней мере, в Англии. В Ирландии, может быть, картина осталась почти такой же, разве что установлен более жесткий контроль за отловом бродячих собак.
Во время проведения в Кембридже исследований сравнивались группы детей — имеющих и не имеющих домашних животных. Обнаружилось, что детям, у которых есть питомцы, легче выстраивать отношения с родителями и климат в таких семьях лучше, чем там, где животных нет, чем больше животных в доме, тем лучше отношения в семье. Вероятно, потому, что питомцы позволяют распределить обязанности и радости, к тому же благодаря им снижаегся активность родительского участия и вмешательства в дела детей — потребность во внимании и любви распределяется между большим числом особей, и не важно, люди это или животные. Кроме того, домашние животные дают простор для совместной деятельности, сводя к минимуму соперничество между детьми в семье.